Борис Грибанов --- Картины и жизнь: Второе приобретение

Olga Imayeva-Gribanova

Me Papa 




Борис Грибанов
Издательство «Права человека»

Борис Николаевич Грибанов родился в 1918 году. Морской офицер, собравший коллекцию картин русских и зарубежных художников, включая русских авангардистов. Советские власти обвинили Бориса Грибанова в спекуляции картинами. В 1969 году он был арестован сотрудниками КГБ.

Коллекция живописи – более 200 работ русской и западной школ живописи, – включавшая и шедевры мирового уровня, – была конфискована. Осужден на 10 лет. Наказание отбывал в Чите и Костроме. После освобождения Борис Грибанов эмигрировал в США и позднее переселился в Европу.

В 1999 году в издательстве «Права человека» вышла автобиография Бориса Грибанова «Картины и жизнь».

В автобиографической книге известного русского коллекционера Бориса Николаевича Грибанова повествуется о том, как зарождалось и складывалось одно из замечательных частных собраний русской и зарубежной живописи, в частности, русского авангарда. Читатель узнает, как искренний и пытливый интерес к искусству, проявленный офицером-подводником, пришел в конфликт с варварским невежеством советских государственных чиновников, о том, как все-таки удалось сохранить замечательную коллекцию.


Документ о награде
Грибанов Борис Николаевич, капитан-лейтенант
Память народа

Дата рождения __.__.1918
Воинская часть ПЛ "Щ-133" 2 ОДПЛ Владимиро-Ольгинская ВМБ ТОФ
Дата поступления на службу __.__.1936
Наименование награды Орден Красной Звезды
Номер фонда ист. информации 3
Номер описи ист. информации 1
Номер дела ист. информации 1221, 1552
Архив ЦВМА



Грибанов, Борис Николаевич
Материал из Википедии (на 12 июня 2017 года)

Имя при рождении: Борис Николаевич Грибанов
Род деятельности: военный, коллекционер, галерист
Дата рождения: 1918
Гражданство: СССР → США
Дата смерти: неизвестно
Супруга: Клара
Дети: Татьяна, Ольга

Бори́с Никола́евич Гриба́нов (1918–?) – советский и американский коллекционер, галерист; торговец поддельными картинами русских и европейских художников. В 1969 году был арестован КГБ СССР и осуждён на 10 лет. После отбытия наказания эмигрировал в США.

Биография

Борис Грибанов родился в 1918 году [1]. Офицер-подводник [1], кандидат технических наук, полковник [2]. В РККА с 1936 года.

Приказом по ТОФ № 485 от 31 августа 1945 года командир БЧ-5 ПЛ «Щ-133» ОДПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ инженер капитан-лейтенант Грибанов награждён орденом Красной Звезды за отличную подготовку материальной части, требующей капитального ремонта и обеспечение безаварийного состоянии механизмов [3]. До этого момента в боях не участвовал, не награждался и ранен не был.

Во время Второй мировой войны начал коллекционировать русскую и зарубежную живопись, скупая картины за бесценок в блокадном Ленинграде [1][2]. Часть коллекции составляли работы русских авангардистов [1]. После окончания войны Грибанов занялся торговлей поддельными картинами с фальшивыми подписями знаменитых живописцев, сбывая их главным образом в Москве через комиссионный магазин на Арбате [2].

«Грибановское дело» было первым большим делом эксперта по живописи Государственной Третьяковской галереи и, одновременно, эксперта Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР) Мильды Виктуриной [2]. В 1969 году Грибанов, взятый с поличным, был арестован сотрудниками КГБ и осуждён на 10 лет [1][2]. Основой доказательной базы для обвинения стали экспертные заключения Виктуриной [2]. Во время следствия Грибанов выдал всех сообщников, в том числе Валентина Трескина [K1] по прозвищу Тэн – секретаря драматурга Николая Погодина [2]. Коллекция Грибанова, включавшая более двухсот полотен русских и европейских художников, была конфискована; сам он отбывал наказание в Чите и Костроме [1].

«Грибановское дело» могло быть и одним из сфабрикованных КГБ дел против советских коллекционеров по насильственному изъятию частных коллекций в пользу государства, а Мильда Виктурина могла быть использована КГБ втёмную. (Так, самая большая в мире частная коллекция картин Василия Тропинина, принадлежавшая Феликсу Вишневскому, была «добровольно» подарена коллекционером государству в обмен на незаведение против него уголовного дела.) [4] [*]

После отбытия заключения Борис Грибанов эмигрировал в США и позднее переселился в Европу [1]. По свидетельству Виктуриной, Грибанов, выйдя на свободу, обещал её убить [2]. В США Грибанов привёз с собой остатки коллекции и организовал там галерею, экспонаты которой постоянно подвергались критике с точки зрения их подлинности [2]. В 1990-х годах Борис Грибанов сделал попытку продать минскому музею «авторское повторение» «Чёрного квадрата» Казимира Малевича [K2], но музей, обратившийся за консультацией к Мильде Виктуриной, отказал ему в покупке [2].

В 1999 году в Москве были опубликованы мемуары Бориса Грибанова «Картины и жизнь». В них Грибанов, помимо прочего, выделил свою роль в собирании русского авангарда – не просто сравнив себя с крупнейшим коллекционером русского авангарда Георгием Костаки, но поставив себя впереди него («я и Костаки»):
«Особое место в моей коллекции всегда занимал русский авангард. Наверное, я и Г. Костаки были одними из первых отечественных собирателей работ малоизвестных ещё тогда у нас Малевича, Кандинского, Клюна и др. Некоторые уникальные работы этих мастеров были подарены мною в музеи, многие конфискованы, остальные, то есть их основная часть, до сих пор остаются у меня [5].»

Библиография

Грибанов Б. Н. Картины и жизнь: Записки коллекционера. – М.: Права человека, 1999. – 272 с. – ISBN 5-7712-0103-0.

Комментарии

[K1] По свидетельству адвоката Трескина, Семёна Арии, который вёл более раннее его дело конца 1950-х – начала 1960-х годов, Трескин в то время был осуждён по сфабрикованному делу в связи с насильственным изъятием КГБ частных собраний советских коллекционеров (см.: Асриянц Сергей. Семён Ария. Новая газета (7 мая 2007). Проверено 10 июля 2016.).
[K2] Помимо собственно картины «Чёрный квадрат» 1915 года, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, существуют три атрибутированных, с провенансом, авторских повторения полотна, находящихся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже. Активность Грибанова, видимо, не случайно совпала по времени с появлением на рынке и атрибуцией третьей авторской копии, купленной затем Эрмитажем.

Примечания

[1] Борис Грибанов. Издательство «Права человека». [*]
[2] Мастыкина Ирина. Фальшак // Совершенно секретно. – 2000. – 1 июля (№ 7 (134)). [*]
[3] Документ о награде : Грибанов Борис Николаевич, Орден Красной Звезды. Память народа. [*]
[4] Асриянц Сергей. Семён Ария. Новая газета (7 мая 2007). [*]
[5] Грибанов Б. Н. Картины и жизнь: Записки коллекционера. – М.: Права человека, 1999. – 272 с. – ISBN 5-7712-0103-0. [*]


Tatyana Gallery
Introduction to the catalogue
«Exhibition Russian School: oil paintings XVIII, XIX and XX century»
Opening: December 15, 1988

Tatyana Gallery was founded in New York in 1980. The Gallery specializes in the Russian Art.

Tatyana Gribanov, the Director of Tatyana Gallery, is a recognized authority in the field of Russian Art. In 1967, she graduated from Moscow State University, having received a master’s degree in the Russian School of Art.

Today, Tatyana Gallery has over 200 oil paintings and approximately 1000 drawings and watercolors by masters of the Russian School of Art. The Gallery also possesses one of the most extensive libraries on Russian Art in the United States (over 5000 volumes), covering all periods of Russian Art and its development.

In 1924, the largest exhibition of Russian Art ever held in the United States took place in New York City at the Grand Central Palace. Paintings by the most prominent Russian artists of that period were exhibited and most of the works were sold.

Tatyana Gallery acquired 22 paintings from that famous Exhibition. These paintings are considered the best works from the Exhibition, and are currently on display in the Gallery. The Gallery is also showing important paintings by almost all of the prominent Russian and Soviet artists.

The current Catalogue lists only oil paintings of unquestionable authenticity Although the Catalogue does not include watercolors and drawings, such works will be featured in a future catalogue. Tatyana Gallery’s collection of watercolors and drawings contains many masterpieces of Russian Art, including works by: K. Briullov, I. Repin, I. Aivazovsky, I. Levitan, M.Vrubel and others.

Tatyana Gallery is the only New York Gallery dealing solely with Russian Art. The Gallery consults with and is assisted by the following famous specialists in Russian Art:
· Mr. George Riabov, a collector and art historian on the Russian School of Art. He worked at the Museum of Modem Art. In 1967, he organized an exhibition of Russian Art in New fork.
· Mr. Vyacheslav Zavalishin, an art historian and author of a forthcoming book on Kazimir Malevich.
· Mr. Michael Makarenko, an art critic and former Director of the Art Gallery of the Soviet Academy of Sciences in Novosibirsk, U.S.S.R. As Director of the Art Gallery in Novosibirsk, he organized, for the first time in the Soviet Union, exhibits of paintings by E. Lissitzky, P. Filonov, R. Falk, and other Russian Avant-Garde artists. Mr. Makarenko is a recognized expert in the field of Russian Avant-Garde.

The owners of Tatyana Gallery, Klara, Boris and Tatyana Gribanov, were well-known collectors in the U.S.S.R. Boris Gribanov, in 1941, graduated from the Soviet Naval Engineering Academy, named after Dzerjinsky, in Leningrad. During World War II, Mr. Gribanov served in the Soviet Navy and was stationed on a submarine in the Pacific. In 1947, after the war, he was assigned scientific and teaching work in his field in Leningrad. The same year (1947), he began collecting paintings and books for his extensive art library. Naturally, Boris Gribanov greatly admired Russian seascape painters such as: I. Aivazovsky, F. Lagorio. A. Bogolubov and others.

In 1951, Mr. Gribanov completed his doctorate in engineering science, and started lecturing in various Soviet graduate naval academies. By 1955, there were already 21 paintings by Ivan Aivazovsky and many other works by well-known Russian seascape artists in the Gribanov Collection.

In 1958, at the age of 40, Boris Gribanov retired from the Soviet Navy as a Captain, 2nd Rank. He and his family then moved to Moscow. All the time and energy of Boris Gribanov, his wife, and daughter Tatyana, was now devoted to the collecting of paintings.

By 1969, the Gribanovs’ Collection included:
· Paintings of the Russian School.
· Paintings of the European School.
· Paintings from the Russian Avant-Garde Period.

Between 1958 and 1969, the Gribanovs donated many of their paintings to the following museums in the U.S.S.R.
· Museum of Kislovodsk, Kislovodsk, U.S.S.R. – 9 paintings.
· Kazakhstan State Art Gallery, Alma-Ata, U.S.S.R. – 17 paintings.
· Gorlovka Art Gallery, Gorlovka, Ukraine, U.S.S.R. – 4 paintings.

These donated works included such important and valuable paintings as I. Levitan’s

“Golden Fall. Slobodka (Little Village)”. This painting was given to the Gorlovka Art Gallery. A similar, but larger painting is located in the State Russian Museum in Leningrad. M. Dobuzhinsky’s “Provincial Town” was donated to the Kazakhstan State Art Gallery, and a similar painting can also be found in the State Russian Museum in Leningrad. N. Diaz’ “Landscape” was donated to the Gorlovka Art Gallery and N. Yaroshenko’s “Landscape” was donated to the Kislovodsk Museum, and there were many more.

In 1969, the majority of paintings from Gribanovs’ collection became the property of the State. Now, this art collection is dispersed as follows:
· 46 Russian Paintings to the State Tretyakov Gallery in Moscow.
· 44 Western European Paintings to the State Pushkin Museum in Moscow.

In addition, there are approximately 50 drawings from Gribanovs’ Collection

in the State Pushkin Museum. Included among those works were 4 drawings by A. Durer, several unique drawings by Italian and German artists of the Renaissance, drawings by K. Kollwitz, etchings by Rembrandt, engravings by A. Durer, and much more.

Twelve paintings from Gribanovs’ Collection are included in the latest State Tretyakov Gallery Catalogue and are exhibited in various halls of the museum. (See: State Tretyakov Gallery, Catalogue of Paintings, 18th – early 20th Century, Moscow, 1984). These paintings are described below:
1. I. Argunov, “Portrait of an Unknown Man in a Blue Caftan”, p 313.
2. A. Bogoliubov, “Oveg Near Paris”, p. 43.
3. V. Borovikovsky, “Portrait of A. N. Olenina, Wife of the President of the Imperial Academy of Arts”, p. 49.
4. K. Briullov, “Singing Nuns of the Holy Abbey in Rome”, p. 69.
5. D. Burliuk, “Portrait of a Woman”, p. 71.
6. P. Fedotov, “Portrait of a Woman in a White Cap”, p. 232.
7. B. Grigoriev, “Woman with a Child”, p. 134.
8. M. Larionov, “Bathers and Horses”, p. 250.
9. L. Guttenbrunn, “Portrait of Bibikova”, p. 541.
10. I. Ostroukhov, “Siverko”, p. 338.
11. K. Petrov-Vodkin, “Portrait of a Woman”, p. 352.
12. I. Shishkin, “Evening”, p. 508.

These 12 paintings were considered the most valuable in the Gribanovs’ Collection.

The Gribanovs’ Collection of paintings from the Russian Avant-Garde Period was brought to the United States. Included in this Collection are paintings by K. Malevich, L. Popova, I.Kliun, A. Rodchenko, V.Stepanova, O. Rozanova, K.Redko and many others. The Gribanovs also have in the United States 10 watercolors by W. Kandinsky. These 10 works wgre, at one time, removed from Dresden Kupferstich-Kabinett, by Hitler’s order, and sold in Berlin in 1939. Each of these watercolors by W. Kandinsky bears, on the reverse, the stamp of “Dresden Kupferstich-Kabinett”.

Boris Gribanov purchased these works, by Kandinsky, from the former Soviet Naval Attache to Germany, who had bought them in Berlin at the so-called “Degenerate Art Exhibition”. That Exhibition featured art which had been removed from the museums of Nazi Germany.

Russian Avant-Garde paintings were previously allowed to be taken out of the USSR as there was no academic interest in them at that time. The Gribanovs’ Russian Avant-Garde paintings were sent out of the Soviet Union several years before George Costakis exhibited his collection of Russian Avant-Garde paintings in Europe and the United States. Currently, the Gribanovs are preparing for publication a catalogue of their private Russian Avant-Garde Collection. This Collection is not considered part of the inventory of Tatyana Gallery, but is the private property of the Gribanovs.

Since the exhibition of Costakis’ collection, interest in the study of Russian Avant-Garde Art has greatly increased. We hope that Americans’ interest in Russian Art will continue. We also look forward to the opening of departments of Russian Art at leading American Museums.




© Olga Imayeva-Gribanova | All Rights Reserved